Можно ли изменить близких?

Кто-то из наших родных может жить так, что вредит самому себе или доставляет серьезные неудобства нам. И чаще всего это сложность тех, кто переживает, а не тех, кто доставляет подобные "неудобства". Попытки повлиять на ситуацию напрямую не приводят к разрешению семейных конфликтов. Нам может очень многое не нравиться в жизни других, или они могут чем-то болеть, но не в нашей власти это контролировать. Но почему-то нас тянет за это отвечать? Это неспособность определить свою зону ответственности. Если нас тянет помогать там, где нас не просят, то следует присмотреться скорее к своей совести, чем к способам "помогать". Может быть там, где лежит зона нашей реальной ответственности, мы бездействуем?

 Ответственность всегда лежит там, где у нас есть власть. Если власти нет, нет смысла кого-то "наставлять", "нравоучать", "лечить", "уговаривать пойти к психологу", "воспитывать". И всегда стоит задумываться о собственных мотивах, которые ставят нас самих в тупиковые ситуации. Часто это связано либо с нашим завышенным самомнением, либо с ложным чувством вины. В первом случае, мы возвышаемся над другими своей "жертвенной заботой", во втором случае мы боимся обвинений, что мы плохие дети, родители и т.д., так как во всём и всегда хотим быть "хорошими". И по моему опыту, если мы не решаем эти вопросы, не отбрасываем "ложные мотивы", то ситуация возвращается в более усложнённом виде. Например, дочь и мать остаются жить в одной квартире, когда у последней старческое психическое расстройство, полностью нарушающее нормальный быт. Кажется, что эта история случайность, но внутренние переживания показывают, что "симптомы" подобной ответственности были уже давно, а сейчас ситуация уже настолько "вопиет", что отставить её в сторону уже нельзя. Ну, и "цена" жизненных изменений теперь ещё более высока.

 

Кстати, проблемы родителей с детьми очень схожи с проблемами выросших детей со своими пожилым родителями. Одни живут и мучаются как им "нравится", а другие пытаются на них "повлиять", совершенно не имея для этого реальных инструментов управления, или не умея ими воспользоваться. Всё это требует внутренней работы по осмыслению своей жизни как чего-то цельного, а не как череды сменяющих друг друга отдельных "проблем".